Великие коты древности. Представители семейства кошачьих в мифологии народов мира. Кошки Древнего Египта. — презентация


Легенды о кошках славянские

Наши предки считали кота животным Велеса, бога скота, земледелия и поэзии. Поэтому нам всем известен Кот-Баюн — огромное чудище, что сидит на железном столбе и своими сказками усыпляет богатырей, а потом их ест. Впрочем, Баюна можно было поймать и приручить, тогда его сказки становились лечебными для владельца.

Кроме того, кошки в славянской мифологии всегда были связаны с домовым и овинником, оба хранителя могли превращаться в котов или общаться с ним. А еще оба любили молоко, которым кошки с ними охотно делились, предпочитая мышей.

В сказах Бажова, сохранивших для нас заводские уральские легенды, часто упоминается Земляная кошка. На Урале считалось, что живет этот зверь под землей, а над землей торчат только его рыжие, огненные уши. Где покажутся такие уши — там клад зарыт. А появилось такое поверье, видимо, благодаря сернистым огонькам, вырывающимся из горных пустот.

Легенды о кошках скандинавские

Согласно скандинавским эддам, кошки — спутницы богини Фрейи, второй по старшинству и красоте богини Асгарда. Красавица Фрейя, предводительница валькирий, покровительница фей и эльфов, любила разъезжать по небу в колеснице, запряженной двумя котами. Коты эти походили на рысей — большие, мохнатые и с кисточками на ушах. Видимо, их потомками и стали норвежские лесные кошки — национальное достояние Норвегии.

В Исландии в XIX веке появилась особая легенда о страшном Йольском коте. Это огромный кот, который живет у людоедки, похищающей ленивых детей. Йольский кот орудует во время святок (Йоля), поедая любого, кто не успел обзавестись шерстяной обновкой к этому времени. Легенду придумали родители, чтобы дети активнее им помогали в работе с овцами и их шерстью — основным источником дохода исландцев.

Легенды о кошках кельтские

Кот Ши, что встречается в шотландских и ирландских легендах, — это крупный черный зверь с белым пятном на груди. По-видимому, мифы о нем появились благодаря келласским кошкам — полумифическим гибридам местных лесных котов и домашних кошек, завезенных на римскими легионерами. Кот Ши — не злой и не добрый. Он может воровать души покойников, пока их не похоронили, а может благословить дом, где его покормили молочком в Самайн. По другой версии, Кот Ши — это ведьма-оборотень, она может лишь 8 раз скинуть обличие животного. Если обернется кошкой в 9ый, то примет этот образ навсегда. Наверное, поэтому мы и считаем, что у кошки 9 жизней.

Еще один мифический ирландский кот — Ирусан, король-котов. Ирусан однажды покусился на известного менестреля, но святой Киаран бросил в кота раскаленный прут, убил его и спас поэта.

Валлийские триады сохранили рассказы о Шапалу или Коте Палуге — страшном звере, который своими непомерными когтями наводил ужас на поселения и опустошал посевы. Этого кота родила свинья Хенвен, которая испугавшись его зла, выкинула отпрыска в море. Но Палуг выжил, потому что его подобрали и выходили крестьяне, которых он сожрал, когда вырос. Победить страшного кота смог только сэр Кей — один из рыцарей Круглого стола.

Жила в Уэльсе и богиня Каридвен, богиня перерождения, трансформации и вдохновения. Каридвен служили — они передавали на землю ее приказы.

У англичан, среди которых так много моряков и рыбаков, бытовала легенда о морской кошке. Ей обязательно нужно было кинуть часть улова, чтобы она не разозлилась и не вызвала шторм. Морская кошка — ведьма, которая однажды отправилась на лодке вместе со своим женихом-рыбаком. Один из матросов предложил выкинуть ее за борт, поскольку женщина на корабле не к добру. Ведьма разозлилась, накликала шторм, разметавший все корабли и погубивший всех рыбаков, а потом все же прыгнула в море, но уже сама и в образе кошки.

Мифы и легенды.2 часть.

Книга о кошках, Стефано Сальвиати «100 легендарных кошек». Сокращённый вариант. Год выпуска: 2008

Содержание книги — Жми тут.

2 Часть. Между сном и кошмаром.

Охота на чёрных кошек.

Из всех животных в Средние века, в «просвещённой Европе», на долю несчастных, чёрных кошек достались наибольшие страдания. Одно их упоминание внушало людям страх. И за окрас, которым их наделила природа, им не редко приходилось расплачиваться жизнью. Чёрная кошка, которая не имела на своей грудке хотя бы небольшого белого пятнышка, так называемой «метки ангела», или «божьего перста», рисковала принять смерть на костре или быть казнённой иным способом. Чёрных кошек было убито столько, что и в наши дни гораздо чаще можно повстречать зверьков, имеющих знаменитую белую отметину, чем абсолютно чёрных: такой результат убийственного селекционирования. Откуда возник этот страх перед чёрной кошкой? В том, что касается рокового окраса, это животное было не одиноко, поскольку чёрные куры, собаки и козы, то же считались в ту эпоху порождением дьявола, приспешниками демонов в обрядах жертвоприношений или на шабашах ведьм. В средневековой Европе чёрный цвет ассоциировался со злом, сумерками, дьяволом, смертью. Всё началось в Галлии в конце IV — начале V веков, когда набиравшее силу христианство поставило целью искоренение местных языческих культов, прежде всего, культа богинь, связанных с лунными циклами; женщин-жриц считали тогда колдуньями. Эти женщины жили в полном единении с природой, зная все тайны растений, и их любимыми животными были, разумеется, кошки, преимущественно чёрные. Но кошка, может быть, пришла с востока, вместе с религиозными верованиями, изгонявшимися церковью; этого было достаточно, чтобы относится к ней с предубеждением и подозрением. А потом то, что она видит в темноте… И её глаза не мечут огненные вспышки? И она ведь может произносить отдельные слова, и разве не слушает она внимательно, о чём говорят люди? И что остаётся думать о чёрных кошках, шёрстка которых будто намеренно копирует одеяние священников? В 1233 году папа Григорий IX, издав буллу Vox in rama, в которой он выносит смертный приговор всем чёрным кошкам. В ней говорится, что все люди, которые осмелятся держать у себя дома чёрных кошек, будут отправлены на костёр. В Англии едва избежал костра епископ Ковентри, которого пытались обвинить в почитании чёрных кошек. Во Франции тамплиеров подозревали в поклонению кошачьему образу, который у них якобы назывался Вахомет (в чём виделось некое родство с исламом и Магометом). К этой эпохе восходят все предрассудки, связанные с чёрными котами, вроде того, что человеку грозит крупное несчастье, если дорогу ему пересечёт чёрная кошка. Эти предрассудки живы до сих пор! В течение веков утверждалось, что в каждой чёрной кошке, коте или котёнке, скрывается перевоплотившийся колдун или обычный демон. В Англии в XVII веке охотник за колдунами Мэтью Хопкинс заставлял колдунью называть имя её «дружка»; демон, воплотившийся в кота, называл своё имя сам: Пайвекет. В XX веке это дало толчок драматургу Джону Ван Друтену к написанию блестящей комедии Колокол, книга и свеча. В ней автор вывел на сцену красивую современную колдунью, кот которой носит имя Пайвекет и тоже владеет магией… Первым в 1727 году реабилитировал чёрных животных автор «Истории кошек» Монкриф, утверждающий, что чёрные кошки – самые красивые, и так объяснявший причины их плохой репутации: «Чёрный цвет сильно повредил кошкам в глазах непросвещённых умов; он придаёт блеск их глазам, что заставило рассмотреть в этих животных колдунов».

Кот Джибб.

В Англии существует легенда, о том, как бедный, не кому не известный паренёк из глухой деревни, стал трижды лорд-мэром города Лондона, благодаря своему коту. Это был Ричард Уиттингтон, который шёл в Лондон в надежде найти какую-нибудь работу, а всё его богатство состояло из кота по имени Джибб, который, если верить преданиям и послужил толчком к богатству и возвышению. Проходя мимо возвышенности Хайегейт, Ричарду Уиттингтону послышались слова в звоне колоколов, местной церквушки: «Ты станешь три раза лорд-мэром Лондона». Только, вот как подступится к такому делу? Молодой человек устроился матросом на судно, плывущее в восточные земли. Судно торговало со страной, в которой не чего не знали о кошках. И конечно, там было раздолье крысам и мышам. Ричард Уиттингтон, предложил местному правителю услуги своего кота Джибба. Кот мигом избавил дворец от грызунов, и правитель щедро отблагодарил юношу золотом. Далее Ричард Уиттингтон завёз в эту страну ещё партию кошек, а вырученные деньги от их продажи и пошли на его политическое продвижение. Хотя если верить другим источникам, он был просто очень удачливым торговцем, а суда, на которых он возил товар, назывались в те времена в Англии cfts (коты), вот из-за их названий и произошла эта интересная легенда! Ричард Уиттингтон выбирался в лорд-мэры Лондона три раза и умер в 1423 году. Но его слава, как и слава кота Джибба не померкла. Статуя его коту была устоновленна в начале XIX века на самой вершине холма Хайегейт. Ричард Уиттингтон и его кот в последствии стали известными героями многих историй, сказок и театральных постановок. К примеру, героями комической оперы Жака Оффенбаха.

Кот и море.

На исходе XX века экипаж судна британского королевского флота Pembroke отдал воинские почести некому Чарли, чёрному коту, талисману команды, который скончался после многих лет безупречной службы на борту корабля. Это не означало, что до той поры моряки не дружили с кошками, — все, кто оказывается на корабле, хорошо знают, чего стоит кошка, умеющая охотиться на крыс… Обычай брать на борт одну или несколько кошек, без сомнения, восходит к глубокой древности, но документально он засвидетельствован впервые в XV веке в Генуе, где страховщики судов, осуществлявших торговлю с Левантом, потребовали наличия на них кошек, чтобы гарантировать сохранность зерна, снастей и тканей. Венецианцы, соперники генуэзцев, тут же сделали то же самое, и были выделены моряки, которым предписывалось на борту «смотреть за кошками»; они должны были не только их кормить, но и следить за тем, чтобы те не сбегали во время заходов в порты! А во Франции лишь в XVII веке министр морского флота Кольбер отдал соответствующие распоряжения, и после его знаменитого указа появилась официальная формула: «судно готово к плаванию; на борту есть две кошки». Много позже, в 1930 году, доктор Луар, санитарный врач порта Гавр, предложил селекционировать котов-крысоловов для судов и портовых складских помещений. Японские моряки брали с собой в плавание трёхцветных бобтейлов — микэ нэко; говорят, их чувствительность позволяла предвидеть наступление шторма. Французские моряки и рыбаки полагали, что присутствие кошки на корабле служит гарантией попутного ветра. Но это не мешало им верить, будто кошка, перебежавшая дорогу на суше, до их выхода в море, предвещала не удачный лов! С кошкой никогда не знаешь, что произойдёт через минуту…

Денежный кот.

«Дружба с кошкой может лишь обогатить человека», — так писал Колетт в своём произведении — Виноградная лоза. Наши предки понимали это выражение буквально — в те времена, когда кот не был окружён атмосферой святости. Причина? В деревнях поговаривали, что некоторые коты были способны приносить богатства своему хозяину. Таких котов с из особыми способностями в Провансе звали matagots, в Гасконии — mandagots, в Бретании — chats d’argent — «денежные кошки». Чтобы найти такого кота, нужно было в полночь встать на распутье дорог в лесу и призвать дьявола; тот появлялся в обличье чёрного кота. Несколькими капельками крови подписывался пергамент, и кот был готов вам служить. Но берегитесь! Мatagots забирал душу своего нового хозяина, с нею надо было расстаться, как только кот выполнил свою службу… Денежные коты всегда были чёрного цвета. Они отличались леностью, не когда не ловили мышей, предпочитая спать возле очага, и есть вволю. Некоторые доходили до того, что пытались сосать грудь у кормящих женщин! Когда приходила ночь, нужно было положить кошелёк с одним луидором возле дремлющего кота и прошептать ему: «Делай своё дело!» К утру кошелёк чудесным образом оказывался, набит золотыми монетами. В XIX веке один крестьянин из Бель-Иль-Тер купил у колдуньи за триста франков денежного кота. По прошествии восьми ночей кот так ничего и не принёс. Человек рассердился и подал на старуху в суд. Ей присудили возвратить деньги, полученные при сделке, а кота признали «непроизводительным»!

Кошки — привидения.

Историй о кошках — привидениях тьма-тьмущая во всех странах Европы, так же как и в Азии. Перевоплощение стало, если можно так выразиться, «привилегии» не только людей, и имеются многочисленные истории о духах в кошачьем облике. Некоторые из этих историй являются результатом варварского обряда… Когда Шатобриан был ребёнком, его семья жила в замке Комбур в Бретани. Если сегодня это место исполнено очарования и напоминает нам о великом писателе, то маленькому Франсуа оно виделось в ином свете. Ибо родовой замок имел репутацию дома с приведениями из-за дальнего предка, графа де Комбура, убитого здесь в XVI веке. И юный Шатобриан никак не мог бы это опровергнуть, потому что однажды ночью, будучи запертым в своей комнате, он пережил ужасные минуты, когда услышал приближение прихрамывающего призрака — ибо у знаменитого графа при жизни была деревянная нога. И порой она расхаживала одна, без своего владельца! Более того, перед страшным привидением шествовал чёрный кот малоприятной наружности… В конце XIX века при реставрационных работах в Комбуре рабочие нашли доподлинный скелет кошки возле старой балки, замурованный кладкой. В Европе без всяких колебаний замуровывали кошек живьём в стены зданий, чтоб уберечься от злой судьбы и обеспечить прочность постройки. И по сей день можно увидеть останки мумифицированной кошки, подвергнутой такому жестокому обряду, в Руанде, в одной из стен, в деревянном каркасе внутри церкви Сен-Маклу, где находился древний оссуарий эпохи готики.

Кошачий король.

Никто не знает его имени, ибо оно меняется от поколения к поколению. Знаменитые поэты, такие как Китс или Жан Кокло, договорились называть его «кошачьим королём» в рассказах, где они передают устную легенду, пришедшую из англосаксонских стран. Последуем же за неким странником, решившим навестить одного из своих друзей, пастуха по роду занятий. Идя через лес, путник заблудился, бродил несколько часов вплоть до сумерек, пока не выбрался к поляне, на которой возвышались руины древней арены. Заслышав необычный шум, он успел вовремя спрятаться за ствол могучего дуба. Вдруг со всех сторон стали собираться кошки различного окраса, чинно занимая места на ярусах амфитеатра, полускрытого плющом. Человек, не веря своим глазам, протёр их кулаками, но это был не сон. Чуть позже в полукруге появилась процессия кошек. Некоторые из них извлекали жалобные звуки из крошечных труб, а в центре четверо котов несли небольшой гроб с короной. Судя по всему, проходила погребальная церемония. Наконец, похороны закончились. Все кошки исчезли в лесу, откуда они появились. Оставшись один, путник пошёл дальше и в конце концов вышел на опушку леса. Невдалеке он увидел огни дома, где его уже давно поджидали. Поражённый увиденным, он рассказал о своём приключении хозяину дома. Когда его повествование дошло до развязки, с гробом и короной, оба увидели, как кот пастуха, крепко спавший перед очагом, поднял голову и вскричал: «Маро мёртв? Но тогда я кошачий король!» Одним прыжком он выскочил в окно и исчез в направлении к лесу…

Кот-архивариус.

Принято считать, что между кошкой и собакой дружба не возможна. Однако каждому понятно, что в данном правиле могут быть свои исключения. Откуда же пошла легенда о не прерывной вражде между собаками и кошками? Пролить свет на происхождение жёсткого соперничества помогает одна забавная валлонская легенда. Некогда в деревнях собаки и кошки постоянно ссорились за право считаться хозяевами очага: каждый из них желал наслаждаться от тепла горящего камина. Конфликт достиг такого накала, что оба животных предстали перед Божьим судом, требуя справедливого решения. Собака, доказывая свою ценность, настаивала на том, что она сторожит дом и преданно служит хозяевам; кошка вполне резонно утверждала, что без неё расплодились бы мыши и крысы. Бог постановил так: собаки охраняют очаг днём, а кошки находятся возле него ночью. Договор был записан на пергаменте, и жизнь пошла своим чередом. Но кошки воровали у собак минутку-другую, затем пару-тройку часов, и наконец, завладели всем временем, выделенным противнику. Война разгорелась с новой силой, так что вновь пришлось, под аккомпанемент лая и мяуканья, предстать перед Творцом, но тот, устав от скандалов, передал дело святому Петру. На дознании весь этот мелкий народ оказался не селён в Божьих заповедях. Дело затягивалось. Вдруг зал небольшого суда пересекла мышка. Кот, не мешкая, прыгнул и поймал её. Собака, державшая пергамент, осталась стоять с открытой пастью. Этим воспользовался ещё один кот, который прыгнул и схватил когтями драгоценный документ, тут же проглотил его и таким образом показал, как именно надо хранить архивы. С тех пор собаки без устали гоняют котов в тайной надежде вновь найти пергамент, украденный некогда коварным котом-архивариусом.

Пушистый барометр.

Если у вас есть кошка, понаблюдайте-ка за ней на предмет предстоящих изменений погоды. Учёные, конечно, будут возражать, но нельзя отрицать тот факт, что кошка, животное весьма чувствительное, может оказаться помощником метеорологов не менее способным, нежели лягушка! Если верить нашим предкам… Во Франции, Италии и Швейцарии за умывающимися котами наблюдали издавна. Есть даже свидетельство, восходящее к XV веку; речь идёт о знаменитой колдовской книге под названием Евангелие от лягушек (Evangiles des qunouilles), настоящем кладезе народной мудрости. Хронист записал: «Когда вы увидите кошку, сидящую на окне, на солнце, и она заведёт лапу за ухо, то знайте и не сомневайтесь, что дождя в этот день не будет…» Конечно, всякий, кто имеет в доме кошку, знает, что эта поза есть одна из фаз полного туалета животного, ибо так животное дотягивается до верхней части головы. Однако многие поговорки свидетельствуют в пользу этого древнего верования, например: «Лапа за ухом у кошки, светит солнце нам в окошки». Крестьяне в Вогезах, глядя на кошек, засунувших лапу за ухо, говорили так: «Они тянут дождь вниз». Но разве не ассоциировалась кошка в религиозных верованиях античности с дождём и плодородием? Наблюдая за разными позами кошки, связанными с переменами погоды, наши предки порой оказывались, сами того не ведая, зачинателями этологии. Поведение наших четвероногих друзей их заинтриговало. Кот мурлычет, потирая мордочку? Это признак хорошей погоды. Если он возбуждён, царапает полы и ковры, карабкается на занавески, то надо ждать бури и грозы. Нервничающая кошка предвещает ветер и царапает пол в том направлении, откуда ветер будет дуть. Когда кот придвигается к очагу, это означает приближение плохой погоды, а уж когда он поворачивается спиной к огню, стоит ждать снега! Поза спящего кота зависит от температуры воздуха в комнате, где он находится. Чем холоднее, тем больше тело животного будет напоминать почти круглый пушистый клубок; чем выше поднимается столбик термометра, тем больше кот распрямляется, стремясь получить прохладу, которая может идти от земли. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что кошки тяготеют к источнику тепла в холодное время года; отсюда до предсказания снега всего один шаг! Кошки, без сомнения, обладают интуицией относительно определённых природных явлений. В этом мнения учёных сходятся: кошка способна предчувствовать некоторые природные явления, вроде грозы, циклона, смерча, землетрясения или извержения вулкана. Шестое чувство? При отсутствии знаний о способностях, которые есть у кошек, люди часто понимали как дар предвидения те качества, которые получил организм для выживания в дикой природе. Кошка очень чувствительна к увеличению заряда статистического электричества, к изменениям магнитного поля, к линиям пересечения вибраций земли, отсюда и её способность предчувствовать раньше человека внезапное приближение некоторых природных явлений или климатических крайностей. Многочисленные сводки погоды, передаваемые телевидением и радио, заменили наш «домашний барометр», поведение которого всегда может стать нужной подсказкой. Так стоит ли забывать, что под нашей крышей есть порой гораздо более чувствительный метеоролог, чем самые учёные специалисты по прогнозам?

«100 легендарных кошек». Читать на стр. ….назад вперёд………………содержание книги.

Перейти на главную.

Легенды о кошках баскские

На севере Испании и на юге Франции баски и народы, живущие по соседству, верят в чудесного кота матагота. Матагот — злобное существо, появляющееся в обличие черного кота. Вообще-то, оно поедает христиан, но если его поймать, то можно обеспечить себе безбедное существование. Следует подманить матагота рыбкой или курицей, схватить и бежать домой, не оборачиваясь. А затем нужно давать ему первый кусок каждого блюда и первый глоток каждого напитка и получать за это по золотой монетке в день. Только не забудьте отпустить матагота, когда станете достаточно богатым, иначе будете умирать долго и мучительно, пока не дадите существу свободу.

Кстати, вероятно, именно матагот явился прототипом знаменитого Кота в сапогах.

Кто из них существует или существовал реально

Понятное дело, что, говоря о мифических существах, применять термин реально существовали не совсем корректно. Но у некоторых из них вполне мог быть реальный прообраз, в то время как другие по всей видимости, всё-таки плод фантазий или следствие буквального понимания метафор древних.

Если говорить о мантикорахто судя по всему данное мифическое существо на самом деле появилось как приукрашенное описание тигра. Снежный человек по мнению некоторых учёных может существовать. Или по крайней мере существовал когда-то и является одним из видов гоменидов.

Чупакабра судя по всему так же может существовать. Возможно это не один, а несколько разных видов существ. Мутировавших из обычных видов, одержимых демонами или просто пока неизвестных науке. Впрочем, доказательств этому пока не найдено.

Увы, по всей видимости драконы и остальные существа, указанные выше всё-таки не существовали. А если и существовали их следов не сохранилось. Даже большинство современных оккультистов выражает сомнение в их существовании.

Кто из них существует или существовал реально

Отдельно нужно сказать о Минотавре, возможно его прототипом послужил обычный человек, по имени Тавр – что значит бык. Позже наделённый молвой бычьим обликом и родословной связанной с богами.

Впрочем, есть часть мистиков, которая считает, что все перечисленные существа когда-то жили в нашем мире, но со временем перешли в другую реальность. Хотя это мнение и не популярно сегодня.

Легенды о кошках греческие

Верховный греческий бог Зевс очень любил женщин и не пропускал ни одной юбки. Одной из его избранниц стала царица Алкмена, которая родила богу сына — Геракла. Однако Геракл рождался целых семь дней, потому что Гера заставила богиню-повитуху Люцину задержать роды Алкмены. Ревнивая супруга Зевса хотела, чтобы первым в династии Персея родился кузен Геракла, так трон бы достался не божественному бастарду. Но одна из служанок Алкмены, рыжая Галанфида сказала Люцине, что сын Зевса уже родился несмотря на все ее старания не допустить этого. Богиня повелась и дала разрешиться Алкмене от бремени уже по-настоящему. В отместку разгневанная Гера превратила Галанфиду в кошку и сослала в преисподнюю, чтобы та жила в одиночестве. Но котики милы, и над бывшей служанкой сжалилась Геката, покровительница ведьм, знахарок и перекрестков, так кошка и приобщилась к колдовству. э

Была у греков и еще одна богиня-кошка — Айлурос (Эйлурос), так они называли египетскую Баст, только отождествляли ее с Луной, а, следовательно, считали ночным воплощением Артемиды. В одном из мифов Артемида даже превращается в кошку, чтобы сбежать от титана Тифона. Имя же богини Эйлурос дало название боязни кошек — эйлурофобии.

Легенды о кошках египетские

Сегодня доподлинно известно, что кошек приручили не в Египте, а немного восточнее — на территории Плодородного полумесяца (от Месопотамии до Анатолии). Но только в стране пирамид эти милейшие звери обрели столь впечатляющую популярность. Конечно, главным кошачьим божеством в Египте была Баст, покровительница женщин и домашнего очага. Кроме того, Баст отвечала за плодородие и родовспоможение, поскольку кошки всегда славились плодовитостью и развитым материнским инстинктом.

Также у бога Ра был кот, который помогал ему в борьбе с змеем-Апопом, поэтому кошка в Египте была связана с солнцем, а ее глаза, подстраивающиеся под свет, часто служили солнечными часами.

Гидра

Гидра

Непобедимое чудовище с телом змеи и множеством драконьих голов: одни источники утверждают, что их было 9, а другие – целых 100. Ее логово находилось в болотах близ исторической местности Лерны: иногда она выползала на равнину, истребляла скот и отравляла своим дыханием все живое. Если припоминаете, Лернейскую гидру тоже убил Геракл.

Гидра

Современную гидру открыл нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, а громким именем она обязана великому Карлу Линнею. Мы не знаем, был ли он знатоком древнегреческой мифологи, но вероятно это связано с удивительной способностью к регенерации – есть гипотеза, что гидра бессмертна. Это странное создание длиной от силы 20 мм даже не совсем животное, а малоподвижный полип. Тем не менее, она исключительно ядовита – как и ее мифический прототип.

Легенды о кошках персидские

В Персии (Иран) есть две легенды о происхождении кошек. Первая связана с поговоркой «Лев чихнул, и родилась кошка». Один из персидских историков писал, что Творец, создавая землю, забыл про кошек, но не забыл про мышей. Проблема отсутствия равновесия ярко проявилась в ковчеге Ноя: мыши за время путешествия расплодились и стали угрожать запасам, рассчитанным на всех. Тогда Ной попросил льва чихнуть, тот подчинился и вычихнул кошку. Запасы были спасены.

Другой персидский миф о кошках — более древний. Однажды богатырь Рустам, герой эпоса Шахнаме, спас мага от бандитов. Маг в благодарность пригласил богатыря в свой шатер и спросил, что ему подарить. Рустам был скромен и сказал, что у него все уже есть: тепло костра, приятный запах дыма и звездное небо над головой. Тогда маг смешал дым, огонь и звезды и вручил Рустаму теплого дымчатого котенка, чьи глаза сияли как звезды. Наверное, это был родоначальник знаменитой персидской породы .

Легенды о кошках китайские

В Китае водились свои дикие коты, и похоже их там одомашнили чуть ли не раньше, чем в Древнем Египте. А потому китайцы разделяли домашнюю кошку Мао и лесную кошку Ли.

Слово «мао» состоит из трех иероглифов, которые означают поле, трава и монстр, что справедливо, ибо кошка защищала рисовые поля от мышей и была для них настоящим монстром. А еще «мао» созвучно китайскому слову «восемьдесят», поэтому кошки нередко красуются на поздравительных открытках. По одной из легенд Мао купил колдун Миау-Куау, который мог воскрешать мертвых и лечить людей, так кошка стала его спутницей. Также китайцы, как и египтяне, определяли время по кошачьим глазам.

Ли же была связана с богиней Ли Шоу. Когда боги создали землю, Ли Шоу вызвалась присмотреть за их творением. Однако ей больше хотелось спать под вишней или играть с лепестками цветов, нежели следить за происходящим. Тогда Ли Шоу отказалась и от должности, и от умения говорить, и предложила назначить главным — человека. Однако человек не понимал богов, поэтому Ли Шоу стала связным между ним и творцами.

Существовала в Китае и богиня кошек Ифан Чжэнь, предводительница легиона котов. Однако кроме этих данных про нее известно только то, что она со своим легионом сражалась за одну из древнекитайских династий.

Миф второй. Беременным опасно жить рядом с кошками

Некоторые женщины, только узнав о беременности, спешат избавиться от домашнего любимца, услышав где-то, что иначе можно навредить себе и будущему ребенку.

Если разобраться, речь в данном случае обычно идет о токсоплазмозе. Это действительно очень опасное для беременных заболевание, но на деле заразиться им гораздо проще, съев непрожаренное мясо, чем от собственной домашней кошки.

Чтобы обезопасить себя дополнительно, можно избегать замены или чистки лотка кошки, поручив это кому-то другому, либо же делать это в маске и перчатках.

Легенды о кошках японские

Японцы многих животных наделяли магическими способностями, не избежала этой участи и кошка — она стала оборотнем бакэнэко. Бакэнэко может стать любая кошка любая кошка, если выполнит одно из следующих условий: будет весить 1 кан (3,75 кг), будет обладать длинным хвостом или доживет до 13 лет. Причем, у длиннохвостых котов хвост раздваивался, и они превращались в «раздвоенных кошек» — нэкомата, особый отдельный вид бакэнэко. Согласно легендам, кошки-оборотни могли съесть хозяина и принять его обличье или оживить мертвого, перепрыгнув через него. А еще бакэнэко были способны создавать призрачные огненные шары и ходить на двух лапах. Чаще всего, в кошек вселяются духи погибших женщин, которые хотят отмстить своим мужьям. Наверное, поэтому в стране восходящего солнца появились японские бобтейлы — коты изящного телосложения, с короткими хвостами, почти не способные стать бакэнэко.

Но есть в Японии и счастливый кот — манэки-нэко. Традиционная манэки-нэко — это статуэтка белой кошки с рыжими и черными пятнами или без них, которая держит одну или две лапы поднятыми в призывном жесте (призывает деньги, клиентов, удачу). Иногда в опущенной лапе талисмана лежит золотая монетка в 10 миллионов рё, еще чаще его украшают нагрудником, аналогичным нагруднику Будды-Дзидзо — покровителя детей и путешественников. Есть три версии появления манэки-нэко. В первой кошка стала зазывать гостей в заброшенный монастырь, и благодаря ей монастырь снова расцвел; во второй — кошка спасла от змеи высококвалифицированную проститутку; в третьей явилась во сне нищей хозяйке, которая ее выгнала, и посоветовала лепить кошечек из глины, чем обеспечила старушке безбедную старость. А монетку манэки-нэко взяла из легенды про котика, который украл у своего хозяина-богач две золотых денюжки для его больного соседа-бедняка, который кормил кота рыбой.

Еще одно японское поверье гласит, что белая кошка с пятном на спине — это переселившаяся душа человека, потому что такие пятна похожи на кимоно.

Легенды о кошках тайские

Согласно поверьям тайцев, в кошек вселялись души умерших, поэтому их хоронили в склепах вместе с хозевами, но так, чтобы животные могли выбраться. По этой же причине кошки частенько присутствовали на коронациях королей Сиама и церемониях погребения буддийских учителей.

Тайские и сиамские кошки часто имеют узелки на хвосте, сейчас это считается племенным браком, вызванным близкородственным скрещиванием, но раньше таких кошек называли «королевскими». Дело в том, что существует легенда о царских дочках, которые нанизывали на хвосты любимых питомцев свои кольца во время купания. Чтобы кольца эти не падали, кошки и «отрастили» узелки.

В Таиланде было известно около 20 пород кошек, про них даже была написана книга стихов, а потому легенды здесь слагались не только о всем известных сиамах и тайцах, но и о других — например, о коратах. Кораты в регионе, откуда они родом, регулярно участвуют в ритуалах по привлечению дождя и считаются хорошим подарком на свадьбу, поскольку способствуют плодородию.

Миф шестой. Кошки всегда приземляются на лапы

Кошки как вид приспособлены к лазанию по деревьям, а потому природа предусмотрела и способы их защиты от падения с высоты. В их числе — знаменитое падение на лапы, как бы кошка ни летела. Но, увы, срабатывает это далеко не всегда.

Во-первых, кошке может не хватить времени, чтобы перевернуться, если она падает с не очень большой высоты, а удар спиной или боком в этом случае может быть смертельно опасным для животного.

Теряют такую способность и многие кошки в преклонном возрасте. Так что лучше не показывать гостям фокус с переворачивающейся в полете кошкой.

Легенды о кошках американские

Как уже говорилось, домашние кошки в Америку попали поздно, однако здесь всегда водились дикие кугуары, ягуары, рыси и т.д., а потому часть поверий о них перешло на кошек. Так, в Северной Мексике и Аризоне есть легенда о коте-кактусе, покрытом колючками и делающем водку-пульке. Такой кот, если сделает пульке и напьется, принесет много неприятностей тем, кто попадется под его лапу.

А вот в Неваде как-то судили кота за то, что он убил младенца, этот судебный процесс был связан с легендой, привезенной переселенцами из Англии — кошки забирают дыхание у детей. Но скорее всего, большие коты и, правда, могли придавливать слабых детей во время совместного сна.

В конце XX века в США, благодаря психологу Полу Даму, Уильяму Бритону и доктору Уоллесу Сайфу, возникла легенда о том, что кошки после смерти попадают на волшебный Радужный мост, где живут в тепле и заботе, ожидая встречи со своими хозяевами, когда придет их срок.

Есть своя легенда и у аргентинцев, они верят, что по улицам городов бродит загадочный Омбре Гатто (Теневой кот) или Кэтмен — кот-оборотень, который не прочь напасть на человека.

Легенды о кошках — многочисленны и разнообразны, но все они сходятся в одном: кошки — удивительные создания, наши проводники в потусторонний мир.

Кошки – загадочные существа, обладающие мистической силой. За долгие годы совместного существования, людям так и не удалось разгадать секрет их способностей. Магия кошек

черпает свои силы в мире духов, при этом является совершено безопасной для людей.

В культурах многих народов можно встретить упоминания о сверхъестественных силах кошек. Эти животные ассоциируются с проявлениями потустороннего мира и колдовства. Считается, что кот, защищает дом от темных сил, негативной энергии и злобных существ.

Кошки загадочные существа. Иногда может показаться, что не человек является хозяином мурлыкающего создания, а совсем наоборот. Они постепенно приручают своего человека: наносят на его кожу метки, пропитывают вещи уникальным ароматом и не стесняются применять умения питомца в личных целях. При этом кошки берут над своими людьми опеку и защищают от невидимых обидчиков.

В древности кошка пользовалась уважением во многих странах. Наибольшего почтения ей удалось добиться в Древнем Египте. Там она почиталась как священное животное. Многие представители пантеона богов Египта, такие как Баст, Бубастиса, Изида, Сехмет, Тифнут имели кошачьи воплощения. Даже главный бог пантеона повелитель Солнца Ра, в кошачьем обличье победил ужасного змея.

В русской литературе, одним из известнейших персонажей является ученый кот Пушкина. Всезнающее животное обитает в ветвях могучего дуба – являющегося символом мудрости и Древом Мировой Жизни. Путь, который и днем и ночью проходит кот – является дорогой познания и самосовершенствования.

Магические способности котов породили множество легенд и суеверий, связанных с этими животными, не угасающие и в наше время. Наряду с традиционными приметами о невезении и ведьмах, появляются новые — экзотические.

Так, популярность набирает версия, что кошки являются соглядатаями инопланетной расы, заброшенными на землю для слежки за людьми. Экстрасенсорные способности помогают им в выполнении миссии.

Согласно новомодной версии, кошки являются существами более высокой ступени духовного развития, чем человек. Их целью не является налаживание контакта с цивилизацией людей. Они просто занимаются сбором информации. Именно фактом внеземного происхождения объясняются странности пушистых хищников. Ночью, они часто собираются на крыше крупными группами, и часами могут сидеть, соблюдая полную тишину.

КОТ

Кошка. В ряде мифологических традиций образ К. выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., ее захоронение — к кон. 15 — нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из ее атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвященным Баст, и особенно их убийство могли караться смертью.Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Васт иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа К. с идеей царственности. В «Книге мертвых» К., сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов»).В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) К.-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде К.: противник Перкунаса (в частности и прежде всего черт) может превращаться в кошку или К. черной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом черного и красного камня). В латышской фольклор-номифологической традиции черный черт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в черного К., старающегося спрятаться около человека. В К. может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, № 135). Мотив превращения героя в К. известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках К. (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает К., надевает на себя его шкуру и под видом К. входит к бабе-яге. Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.Мотив превращения К. в человека и обратного превращения человека в К., как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы К. и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имен типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имен в ономастике.В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы ученого К. Ср. пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного К.-баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.В низшей мифологии К. выступает как воплощение (или помощник, член свиты) черта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции К. рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.Лит.: Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, v. 1, N. Y., 1972, p. 197-98; Jobes G„ Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 1, N. Y., 1962, p. 296-98. В. Н. Топоров.

В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. 18 в. изображения К. приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (К. как сатирическое изображение Петра I). Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти; К. как символ посрамленного сатаны в сценах благовещения). Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом К., получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) 19-20 вв.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. кот — Общеслав. Родственно прус. catto «кошка», нем. Katze — тж., англ. cat, лат. cattus и т. д. См. кошка. Этимологический словарь Шанского
  2. кот — сущ., м., употр. часто (нет) кого? кота, кому? коту, (вижу) кого? кота, кем? котом, о ком? о коте; мн. кто? коты, (нет) кого? котов, кому? котам, (вижу) кого? котов, кем? котами, о ком? о котах 1. Кот — это самец кошки. На коврике спит рыжий кот. Толковый словарь Дмитриева
  3. КОТ — см. КАТАФЬЕВ Словарь русских фамилий
  4. КОТ — КОТ — центральный персонаж фантастической повести А. Погорельского (А.А.Перовско-го, 1787-1836) «Лефортовская маковница» (1825). Оборотень, живущий в Лефортовской слободе у старухи-колдуньи. Энциклопедия литературных героев
  5. кот — Род. п. -а́, укр. кiт, род. п. кота́, др.-русск., цслав. котъка (Пов. врем. лет), болг. кот, сербохорв. стар. ко̑т, чеш., польск., н.-луж. kot. По-видимому, заимств. из народнолат. cattus «дикая кошка» (начиная с IV в. н. э.); ср. О. Келлер, Мitt. d. D. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. кот — -а, м. Самец кошки. ◊ — кот наплакал @ кот в мешке о чем-л. неизвестном, таящем неожиданности. @ кота в мешке купить приобрести что-л., не видя и не зная качества покупаемого. @ Малый академический словарь
  7. кот — 1. кот I м. Самец кошки кошка I 1. II м. 1. простореч. Похотливый мужчина. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. 2. Кот м. Толковый словарь Ефремовой
  8. кот — КОТ, кота, ·муж. 1. Самец кошки. 2. Человек, живущий на содержании проститутки (·вульг., из воров. жарг.). • Морской кот (зоол.) — морское животное из породы тюленей. Кот наплакал (·разг. ·фам.) — очень мало. Денег у меня кот наплакал. Толковый словарь Ушакова
  9. кот — КОТ, а, м. 1. Самец кошки. К. ловит мышей. Сибирский к. Как к. на сметану облизывается кто-н. (очень хочет чего-н., разохотился; разг.). Коту под хвост (то же, что кошке, псу под хвост; прост.). 2. перен. О похотливом, сластолюбивом мужчине (прост. Толковый словарь Ожегова
  10. кот — Кот наплакал (разг. фам.) — очень мало. ► Денег у меня кот наплакал. Фразеологический словарь Волковой
  11. Кот — (Cot) Пьер (р. 20.11.1895, Гренобль), французский политический деятель. Юрист по образованию. В 1928—40 депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов. В 1933—34, 1936—38 министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 министр торговли. Большая советская энциклопедия
  12. кот — орф. кот, -а Орфографический словарь Лопатина
  13. кот — КОТ -а; м. 1. Самец кошки. Ходить мягко, как к. Облизываться, как к. на сметану (хотеть чего-л., разохотиться). 2. Разг. Похотливый человек, сладострастник. 3. Жарг. Сутенёр. ◊ Кот наплакал кого-чего (см. Наплакать). Кот в мешке. О чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  14. кот — Кот, коты, кота, котов, коту, котам, кота, котов, котом, котами, коте, котах Грамматический словарь Зализняка
  15. кот — КОТ м. самец кошки, котофей шуточн. кличка коту васька, кошке машка, как козлу и козе. Котов, ему прнадлежщ. Котова подушечка. Котовий, к нему относящ. Котовий ус. Котовье сало. Котовьи проделки. Морской кот, морской зверь тюленьего рода, Phoca ursina. Толковый словарь Даля
  16. Кот — Самец мелких кошачьих. По отношению к кошкам в тесном смысле слова (т. е. группе Cati — см. Кошка), слово К. употребляется и в видовых названиях независимо от пола, напр. Felis catus одинаково называется и дикой кошкой, и диким К. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. КОТ — (Cot), Пьер (р. 20.XI.1895) — франц. политич. деятель. По образованию юрист. В 1928-40 — депутат франц. парламента от партии радикалов и радикал-социалистов, членом к-рой К. был с 1928 до 1946. В 1930-37 неоднократно входил в состав франц. Советская историческая энциклопедия
  18. КОТ — КОТ (Cot) Пьер (1895-1977) — в 1933-39 (с перерывом) министр французских правительств (в 1936-1937 в правительстве Народного фронта) — антифашист. После 2-й мировой войны один из организаторов Движения сторонников мира. Международная Ленинская премия (1953). Большой энциклопедический словарь
  19. кот — Кот/. Морфемно-орфографический словарь
  20. кот — Мартовский кот КОТ, -а, м. (или МАРТОВСКИЙ КОТ). Мужчина, живущий за счет женщины; развратник, бабник. Ср. уг. «кот» — арестант, живущий на средства любовницы-проститутки. Толковый словарь русского арго
  21. кот — Без кота мышам масленица Словарь синонимов Абрамова
  22. кот — • Жеманный (Пушкин). • Лукавый (Пушкин). Словарь литературных эпитетов
  23. кот — Видимо, является заимствованием из латинского, где cattus – «дикая кошка». Соответствия в других языках: английское – cat, французское – chat, немецкое – Kater. Этимологический словарь Крылова
  24. кот — 1) сутенер; 2) сообщник проститутки, обворовывающий ее клиентов; 3) постоянный посетитель рынка Словарь воровского жаргона
  25. кот — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: