Как рассматривалось убийство кошек в Египте


Египетские кошки


Сервал
Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica

) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus

) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval

) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Богиня Египта Бастет (Баст)

Бастет (Баст) — богиня радости и веселья

Бастет

— богиня радости и веселья, изображалась в образе кошки.

Каждая кошка в Египте считалась воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде всего спасали кошку. Когда кошка умирала, хозяева погружались в траур, а убийство кошки, даже невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской цивилизации, когда Египет находился под властью Рима, «один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». В египетских захоронениях нередко встречаются мумии кошек.

У Ра только одно око, однако оно имеет много воплощений. Оно воплощается в «дочерей Ра»; порой они кроткие, а порой — устрашающие. Все они стали богинями, и египтяне наделили каждую из них особыми чертами. Ласковая кошка Баст — самая миролюбивая из дочерей Ра. Народ любил ее, поэтому ее изображения очень распространены.

Баст получила от Ра всю его доброту, а Сехмет — всю его жестокость. Тем не менее древние египтяне с огромным трудом различали богиню-кошку и богиню-львицу, ведь оба животных отличаются необузданным нравом. Действительно, в текстах Сехмет часто называют «разъяренной Баст». Судя по всему, по-настоящему миролюбивой Баст стала считаться достаточно поздно, и лишь тогда она окончательно обособилась от Сехмет. Баст — ясное око Ра, исполненное спокойствия и безмятежности. И в этом она напоминает кошку, заботящуюся о своем потомстве.

Ее изображения

В ранние эпохи Баст чаще всего изображалась в виде львицы, что стало причиной ее отождествления с Сехмет: в то время Баст была одним из ее воплощений. Такой она предстает перед нами на барельефах пирамиды фараона Сахура из V династии. Мы можем увидеть здесь, как правитель поклоняется богине Баст с головой львицы. Тридцатью годами позднее царь Микерин, построивший знаменитую пирамиду, изображен рядом с богиней Баст в посвященном ему храме в долине, расположенном в Гизе.

Образ кошки Баст приобрел более широкое распространение в эпоху Нового царства и в III переходный период (1070-712 гг. до н. э.). Это воплощение богини знакомо нам, прежде всего благодаря вотивным бронзовым статуэткам, которые становились все более многочисленными по мере приближения к Позднему периоду. Мы видим, как Баст восседает в изящной позе или же заботливо кормит своих котят. Неудивительно, что египтяне сделали ее покровительницей матерей и новорожденных! Отметим, что значительная часть этих маленьких статуэток была найдена в Бубастисе и в Саккаре.

Мифы о Баст

Баст — воплощение ясного и безмятежного ока Ра. В этом она противопоставляется Сехмет, которая воплощает грозную сущность солнца. Тем не менее, египтяне часто путали двух богинь. Баст достаточно поздно откажется от обличья львицы и окончательно станет ласковой кошкой. Но ведь и кошки тоже хищники!

Богиня-кошка родом из Бубастиса, города в дельте Нила, приобрела настоящую известность, когда в ее вотчине обосновались фараоны XXII династии (945-712 гг. до н. э.). Из кровожадной львицы, которой она была раньше, уподобляясь гневной богине Сехмет, Баст превратилась в спокойно сидящую кошку.

Дочь солнца и око звезды

У ока Ра, солнечного диска, родилось несколько дочерей, и все — хищницы с буйным нравом. Две львицы, Тефнут и Сехмет, слыли самыми опасными из них; эти создания были настолько неукротимы и сильны, что даже их божественный отец с трудом мог с ними совладать. Дочери Ра, которых египтяне почтительно называли грозными богинями, вели бесконечную борьбу с силами тьмы, постоянно пытавшимися отнять у солнца власть над миром, где оно светит.

Однако эти богини могли быть и кроткими. В таком случае из львиц они превращались в кошек. Одна из них, знаменитая по всему Египту, звалась «Баст, госпожа Бубастиса, око Ра, небесная госпожа». Это имя она получила по названию своего родного города, Бубастиса. На дворе был III переходный период, до Рождества Христова оставалось еще около тысячи лет.

Миф о далекой богине

Баст как око Ра неизбежно связывалась с «мифом о далекой богине». Этот миф рассказывает нам о происхождении дочерей Ра. В стародавние времена, когда люди отважились выступить против солнечного бога, тот, одновременно опечаленный и разгневанный, никак не мог решить, как же следует поступить с мятежниками. Он созвал всех богов на совет и объявил: «(Люди) замышляли заговоры против меня. Скажите же, что бы вы сделали с ними. Видите, я полон сомнений; но я не хочу убивать их, не выслушав сначала ваши соображения». Боги посоветовали Ра жестоко покарать неблагодарное человечество: «Страх, который ты внушаешь, будет велик, если твое око обратится на тех, кто поносит тебя. Пошли его к людям, чтобы оно убило во имя твое коварных заговорщиков. Пусть же твое око не остается на твоем челе, пусть оно сойдет с него!» И око сошло с чела Ра, превратившись в одну из дочерей бога.

Одни говорят, что это была Хатор, другие — Сехмет, а третьи — Баст! Как бы то ни было, богиня устроила страшную резню. Ра одолели угрызения совести. Но спущенную львицу никак не удавалось остановить. Чтобы наконец заставить ее вернуться, Ра пришлось прибегнуть к хитрости. Он взял семьсот кувшинов диди (сорт пива), придал напитку вид человеческой крови и разлил по полям. Увидев это, «грозная богиня» оставила людей в покое и набросилась на пиво. Опьянев, она не могла больше истреблять смертных и вернулась, кроткая и ласковая, как кошка, к пославшему ее Ра. Так богиня обратилась в Баст. Египет и кошки

Домашние кошки, которых древние египтяне называли всем понятным словом «миу», были, по всей очевидности, привезены в страну только около 2100 гг. до н. э. Поскольку эти животные очень ловко расправлялись с мышами, постоянно совершавшими набеги на хлебные амбары, они очень быстро приобрели репутацию верных защитниц одного из главных сокровищ страны — запасов зерна.

Косточка в жарком

В Древнем Египте даже боги могли страдать от мелких неприятностей повседневности. Так, однажды Баст, пируя в компании других богов, запустила свои прекрасные зубки в жаркое — и наткнулась на маленькую, но очень острую косточку, которая чуть было, не стоила ей жизни — печальная участь для бога. Но к счастью, история закончилась благополучно: богиня хорошенько прокашлялась, а потом обрушила все свое негодование на невнимательных поваров.

Кроткая, но непредсказуемая

«Я — дочь Атума», — заявляет Баст. Ее кротость, незыблемая, как само творение, противопоставляется жестокости львиц, призванных сражаться с силами зла. Тем не менее к Баст все же следовало относиться с некоторым опасением. Египтяне знали, что кровожадный нрав богини лишь дремлет. Легенда гласит, что после печально знаменитой резни мудрый Тот, призвав на помощь Шу, лишил богиню свирепости. Однако в конце каждого года в пять эпагоменальных дней, считавшихся крайне неблагоприятными, нрав Сехмет может одержать верх, и «грозная богиня» со своими вооруженными до зубов демонами может снова обрушиться на землю!

Конечно, Баст — покорная дочь, но ей следует доверяться только с величайшей осторожностью. Это, несомненно, объясняет, почему богине-кошке оставляли столько вотивных статуэток в древнеегипетских храмах (особенно в Бубастисе). Баст была всего лишь одним из воплощений ока Ра, поэтому нет ничего удивительного в том, что египтяне редко окружали ее семьей. Но, скажем, в городе Леонтополе, жители которого почитали Тефнут, другую дочь Ра, славившуюся куда более вспыльчивым нравом, поклонялись также ее брату и паредре Шу.

Баст и Басти

Чтобы Баст не оставалась в одиночестве, ее духовенство дало ей (впрочем, достаточно поздно) супругапаредра по имени Басти. Формально этот бог не играет никакой роли в древнеегипетской мифологии. Однако благодаря ему у Баст родился сын по имени Махес, в честь которого фараон Осоркон II (924-909 гг. до н. э.) построил храм в Бубастисе. Египтяне поклонялись Махесу, как богу грозы и бури. Свой буйный нрав он определенно унаследовал от матери-хищницы! 

Культ Баст

Храмы, некрополи, праздники, тысячи бронзовых статуэток… Все это дает нам некоторое представление о том, насколько популярна была Баст вопреки отнюдь не безупречной репутации. Похоже, египтяне доверяли своим богиням, в том числе и самой хищной из них.

Баст была богиней Бубастиса, столицы XVIII нома Дельты. Корни ее культа восходят к Древнему царству, а именно к периоду правления IV династии. Но особенную почесть воздали богине-кошке ливийские цари из XXII династии, перенесшие свою столицу в Бубастис. Геродот рассказывает нам, что ежегодные праздники, отмечавшиеся в честь Баст в Бубастисе, привлекали в Поздний период целые толпы верующих.

Целые некрополи для кошек

О масштабах культа богини Баст говорит и количество кошачьих некрополей, обнаруженных археологами в разных концах Египетского царства. Среди самых знаменитых из них особо стоит отметить Бубастейон, расположенный в Саккаре. На этом большом кладбище в возвышающихся над городом скалах, насчитывается несколько тысяч захоронений кошек. Одни были забальзамированы и обернуты повязками, другие же покоятся в настоящих маленьких зооморфных (то есть изготовленных в форме животного, в данном случае — кошки) гробах. Обряды, посвященные погребенным кошкам, были достойны культа умерших предков. В память об этих кошках и в знак почтения богине Баст египтяне украшали маленькие деревянные дощечки миниатюрными скульптурами кошек из того же материала. Сотни подобных изделий были обнаружены в гробницах Саккары, а также в храме Баст в Бубастисе. Археологи открыли и другие некрополи, не только в Бубастисе, но и в Танисе, Бени-Хасане (Среднее царство; в котором поклонялись другой богине-львице — Пахет), и, наконец, в Фивах.

Тысячи бронзовых статуэток

Древнеегипетские скульпторы, поклонявшиеся Баст, изготовили тысячи бронзовых статуэток богини. Значительная часть из них датируется Поздним периодом. Среди этих изображений можно выделить три иконографических типа: кошка, сидящая в изящной позе; лежащая кошка, кормящая котят, и, наконец, стоящая женщина с кошачьей головой. Подобных изделий было так много, что теперь в редком музее не отыщется хотя бы одна из трогательных статуэток Баст.

Храм Баст в Бубастисе

Бубастис (от Пер-Баст (древнеегип.) — Владения Баст) был столицей XVIII нома Нижнего Египта. Он был очень удачно расположен — на пути из Мемфиса в синайские рудники — и не переставал расти. Золотой век настал для города с приходом к власти ливийских фараонов из XXII династии и знаменитого Осоркона II, правившего с 924-го по 909 г. до н. э. Из трудов Геродота мы можем узнать, что близ Бубастиса был построен в честь богини храм, заслуживающий, по мнению историка, отдельного упоминания: «другие, несомненно, больше и богаче, однако ни один из них так не радует взгляд». Храм этот стоял чуть ниже по склону, чем сам город, и разделял надвое священное озеро, напоминая искусственный остров. Здесь, продолжает грек, «целый лес из гигантских деревьев окружает огромное святилище, в котором царит богиня».

Здание, раскопанное швейцарским археологом Эдуардом Навилем в 1887-1889 годах, в длину занимало от двухсот до трехсот метров; внутри было несколько помещений: большой передний зал (творение Осоркона II), зал праздника сед и большой гипостильный зал, перестроенный при Осорконе III (883-855 гг. до н. а). К сожалению, не удалось полностью воссоздать план здания. В нескольких метрах от храма Баст был расположен храм ее сына, грозного бога-льва Махеса. Этот религиозный комплекс дополнялся кошачьим некрополем.

Поклонение богине Баст в ее святилище

Геродот, подробно описавший внешний облик храма богини Баст в Бубастисе, рассказывает нам и о совершавшихся в нем обрядах и, в частности, о том празднике, что отмечался в период нильских разливов (в соответствии с мифом о возвращении далекой и смягчившей свой гнев богини), на 13-й день месяца паофи (август-сентябрь). Вот что он пишет о событиях этого дня: «Главный (праздник) и самый известный отмечается в Бубастисе, и посвящен он Артемиде (эта богиня отождествлялась с Баст) […] Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывт туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. По прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до семисот тысяч людей обоего пола».

Хотя в описании самих обрядов Геродот не слишком конкретен, по крайней мере, из его текста ясно, какой популярностью пользовалась богиня. Стоит также отметить, что в своем кротком обличье кошка Баст, как заботливая мать, была покровительницей домашнего очага. И, конечно же, в первую очередь она одаривала своей благосклонностью те семьи, в которых ожидалось счастливое событие — рождение ребенка.

Покровительница домашнего очага

Тексты, в которых говорится о «мирной Баст, Баст ласковой и радостной», определенно доказывают, что египтяне замечали, с какой нежностью кошки заботятся о своем потомстве. Неудивительно, что женщины почитали ее, как богиню родов и покровительницу домашнего очага. Как мы уже рассказывали, в храме Баст и на посвященных ей некрополях было обнаружено немало бронзовых статуэток, изображающих кошку, кормящую котят. Богине-кошке жертвовали вотивные статуэтки и молились, чтобы вся семья и, главное, дети всегда были здоровы.

Еще материал по данной теме

Царь-революционер Эхнатон Египетская мифология Письма и курьеры Египта Бог Египта Шесему Джосер — каменный фараон Валюта и обмены в древнем Египте

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

или
miwmiw
[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

Дж. Р. Вегелин. Погребальный обряд кошки (1886).

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Саркофаг кошки принца Тутмоса
Та-миу
(XVIII династия). Каирский музей

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]

).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Одомашнивание животного

Древнеегипетское государство было известно далеко за своими пределами. В те времена, когда на плодородных землях по берегам Нила стали выращивать значительное количество зерновых культур, жители стали страдать от нападок грызунов. Подмечено, что первыми врагами уничтожителей зерна являются кошки. Для того чтобы приманить котов ближе к жилищу, люди стали оставлять для них рыбу и другую пищу. Кошки оценили усилия людей и вскоре стали жить с ними рядом.

Процесс одомашнивания диких зверей проходил постепенно. Известно, что коты в Древнем Египте получили названия «миут» (самец) и «миу» (самка).

Так повелось с III тысячелетия до н. э. В те времена Древний Египет кошки спасали от голода, разгоняя толпы грызунов в амбарах с пшеницей.

Кроме этого, котам приписывают роль защитников от страшных болезней, распространителями которых были мыши и крысы. Ещё одно важное достоинство, которым обладали кошки — это способность охотиться на рогатых змей, доставлявших немало горя людям.

Историки подтверждают особое отношение к котам в стране, особенно в период Нового Царства. На изображениях тех лет нередко можно было встретить кота, сидящего рядом с хозяином.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки
Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца , выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Почему в Египте кошка священное животное

На протяжении нескольких веков археологи находят в Египте наскальные рисунки, вазы, статуэтки с изображением кошек. И это уже может быть признаком того, что еще в древности египтяне почитали и уважали этих животных. Кошек в Древнем Египте украшали, воздавали им разные дары и поклонялись им. По мнению ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое место в истории народов, заселявщих долину Нила. Именно в Египте кошка была впервые приручена и одомашнена. К кошкам, которые жили во дворцах, фараоны относились ещё более почитаемо. В день, когда кошка умирала, фараоны устраивали семидесятидневный траур. Почему же египтянам полюбились именно кошки? Есть несколько версий.

Отличный борец с грызунами

Самым основным и массовым продуктом питания в Древнем Египте были различные злаковые культуры (ячмень, пшеница). Грызуны были настоящим бедствием для людей. Даже небольшое поголовье мышей могли уничтожить все запасы зерновых у семьи, тем самым эта семья была обречена на голодную смерть. Египтянам нужно было сохранить свой урожай, и кошки могли быть лучшими защитниками. Так же кошки могли быть хорошими охотниками, ловить не только грызунов, но и птиц, которые так же наносили большой урон посевам.

Особенности религии Древнего Египта

Изначально, до формирования религии с Пантеоном Богов, в Египте существовал Культ животных. Люди преклонялись различным животным и почитали их за мощь и силу. Египтяне просто обожали кошек. Они настолько поклонялись этому животному, что практически сделали их богами. Светящиеся в темноте глаза кошки заставляли испытывать трепетный страх у древних египтян. Способность кошки бесшумно появляться и так же бесшумно исчезать вызывали уважение вперемешку с ужасом, приписывая это к магическим свойствам доступным только Богам. Египтяне восхищались этими мягкими и пушистыми существами. В исторической литературе есть свидетельства, что когда римский повозчик, случайно переехал священное животное, то был сразу же убит налетевшей на него разъяренной толпой. Если кошка в Египте была кем-то убита, то это считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Так же, под страхом смерти, был запрещен вывоз кошек из страны.
богиня Бастет

Именно в Египте кошка одаривалась разными подарками. Тому есть много примеров: бога Ра изображали как рыжего кота. Повелительница домашнего очага, женской красоты и плодородия богиня Бастет (Баст) изображалась в виде женщины с лицом кошки. В честь этой богини-кошки строились храмы и проводились ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и жившим при храмах кошкам. Кошку любили за ее чистоплотность и безмерную заботу о своем потомстве. И эти свойства так же приписывали богине Бастет.

Если в доме вдруг случался пожар – люди бросались в огонь, чтобы убедиться, что там не осталось кошек. Умершие кошки мумифицировались и хоронились с особыми почестями, а семья сбривала себе брови в знак скорби. Культ Бастет был официально запрещён фараонским указом в 390 году н.э. Таким образом, религиозный интерес к кошкам в Египте стал сходить на нет, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами преклонения в храмах.

Любовь сыграла злую шутку

Но такая огромная любовь к кошкам однажды обернулась египтянам другой стороной. В 525 году до н.э. Египет подвергся нападению персов. Персидский царь, Камбиз II, решился на коварную, подлую хитрость. Используя знания об огромной любви и о религиозности египтян к кошкам, он приказал своим воинам прикрепить к их щитам кошек. Таким образом, египтяне встали перед тяжелым выбором — нарушить закон и убить священное животное или сдаться практически без боя. В итоге выбрали второе. Так, Камбиз II благодаря своей изощренной жестокости и знанию законов другой страны смог завоевать Египет.

Держать кошку у себя в доме могли только обеспеченные люди, так как за кошкой требовался особый уход, который обходился не очень дёшево. Кошки питались не только мышами. Кошкам давали самые лучшие кусочки мяса или рыбы.

Кошки в Египте сегодня

Кошки и люди проживают совместно уже более 6000 лет. Не смотря на это, в отличии от других домашних животных (коров, лошадей, собак), кошка удалось сохранить свою первобытную независимость и вольный характер. На сегодняшний день в Египте кошка такое же обычное домашнее животное, как и во многих других странах. Кто-то является заядлым кошатником, а кто-то на дух не переносит этих пушистиков. Но, тем не менее, столь долгое проживание под одной крышей не могло не оставить свой след в поведении как людей так и кошек. Кошек, как и раньше, стараются не обижать (чтобы не навлечь гнев Богов). Человек, в своем творчестве постоянно использует кошачьи мотивы, будь то изобразительное искусство, скульптура или кинематограф. Любовь и уважение к кошке, похоже, уже заложено у египтян в генах.

Сфинкс – самая известная кошка Египта

Сфинкс это мифическое существо с телом льва (представитель семейства кошачьих) и головой человека, сокола или барана. Само слово греческого происхождения и переводится как «душительница». Древнеегипетское название этого существа установить не удалось. Подобные статуи олицетворяли фараона, побеждающего врагов. Статую сфинксов устанавливали в храмах и возле погребальниц. Самый известный Большой Сфинкс – одна из древнейших скульптур на Земле – расположена в г. Гизе, на западном берегу Нила, около пирамиды Хеопса.

В настоящее время так же существует порода кошек Сфинкс, которая в свою очередь делится на:

— Донской сфинкс;

— Канадский сфинкс;

— Петербургский сфинкс или петерболд.

Бубастис и культ кошек

Ра в образе кота убивает змея Апопа
Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Как кошке поклонялись? От египетской богини до любимицы Пророка

Перейти ко второй части статьи

Например, в египетской «Книге мёртвых» описывалось, как бог солнца Ра каждую ночь проплывает на своей ладье по подземному Нилу. По пути ему всячески гадит змей ночи Апоп, который старается выпить подземную реку и не дать солнцу взойти. За что Ра, приняв образ рыжего кота, отрезает змеюке голову ножом. Поэтому одно из обращений к богу солнца звучит так: «Ты — великий кот, мститель богов». Возможно, данный миф возник, благодаря кошачьим глазам, способным ярко светиться во тьме.

Ра в образе кота убивает змея Апопа Фото: 4.bp.blogspot.com

Однако главным кошачьим божеством в Древнем Египте была Баст (или Бастет), которую часто изображали в виде женщины с головой кошки. Дочь Солнца и Луны, она считалась богиней плодородия, радости, женской красоты и домашнего очага. Центр поклонения этой богине был сконцентрирован в храме города Бубастис. Древнегреческий историк Геродот, посетивший в 450 г. до н.э. Египет, был безмерно удивлён размахом поклонения этому, практически незнакомому грекам, животному. Он писал о том, что в Бубастис ежегодно съезжались до 700 тысяч почитателей кошачьей богини.

Статуя египетской богини Баст Фото: Einsamer Schutze; commons.wikimedia.org

Многочисленных кошек, населявших город, после смерти мумифицировали, из-за чего образовывались обширные кошачьи некрополи с сотнями тысяч мумий. Интересно, что когда в XIX веке пронырливые деляги обнаружили эти захоронения, то, ничтоже сумяшеся, продавали их на… удобрения (пока «эффективных менеджеров» не схватили за руку учёные).

Гибель кошки в Древнем Египте была настоящей трагедией. Если в доме начинался пожар, то в первую очередь спасали не детей (и не сало, как в известном украинском анекдоте), а именно кошку. Если же священная питомица всё-таки умирала, то вся семья носила траур, сбривая брови и подрезая волосы. Диодор Сицилийский писал, что даже во времена страшного голода, когда люди умирали прямо на улицах, ни одному из египтян даже в голову не пришло съесть кошку.

Понятно, что человек, убивший священное животное (осознанно или неосознанно), на пощаду надеяться не мог! Такому злодею обычно сначала отрубали руку, а потом умерщвляли. Незнание местных обычаев не избавляло от народного гнева даже захвативших Египет эллинов.

Диодор Сицилийский: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно».

А в Мемфисе толпа египтян чуть было не устроила погром греческого квартала, когда прошёл слух, что кто-то из греков утопил кошку.

Бастет и Анубис Кадр из к-ф «Бессмертные. Война миров», 2004 г.

Впрочем, однажды почитание кошек сыграло злую шутку с самими египтянами. В сочинениях древнегреческого писателя Полиэна приводится анекдот о военной хитрости, которую персидский царь Камбиз применил во время безуспешной осады египетского города Пелусия в 525 г. до н.э. Царь отдал своим воинам приказ гнать впереди себя египетских священных животных — ибисов, собак и кошек, олицетворявших богов Тота, Анубиса и Баст. Боязнь совершить святотатство оказалась сильнее страха смерти. Египетские лучники отказались стрелять, и город сдался.

Мусульмане, конечно, кошек не обожествляли, но относились к ним тоже с безмерным уважением (в отличие от «нечистой» собаки).

Традицию подобного отношения заложил не кто иной, как сам Пророк Мухаммед, который был известным «кошатником». Хрестоматийной стала история о том, как однажды пророк собирался помолиться, но обнаружил, что любимая белая кошечка Муэзза уснула на широком рукаве его рубашки. Чтобы не будить любимицу, Мухаммеду пришлось отрезать край рукава. Говорят, что именно в память о Муэззе белые кошки стали единственными животными, которым позволено заходить в мечеть.

«Кошатником» был и сподвижник пророка — Абу-Хурайра. Своё имя (точнее, прозвище) — «отец котёнка» — он получил после того, как приютил котят дикой кошки. Впоследствии Абу-Хурайра его подтвердил, подкармливая множество котов, бродивших около мечети. Говорят, что однажды и кошка отплатила мусульманину добром за добро — спасла его от ядовитой змеи.

Не удивительно, что пророк Мухаммед завещал всем правомерным мусульманам заботиться хотя бы об одном бездомном коте.

С особым размахом этот завет воплотил в жизнь султан Бейбарс I, правивший Египтом и Сирией в XIII веке. Он оставил в наследство своим котам целый фруктовый сад в окрестностях Каира. Все доходы от этого сада шли на кошачье пропитание.

Статуэтка кошки, инкрустированная золотом и серебром. Иран, XIX век Фото: Fabos; commons.wikimedia.org

Ценили кошек и в Восточной Азии. Недаром в 12-летнем календаре японцев и вьетнамцев один год цикла символизирует кот (в то время как у китайцев на этом месте кролик).

Правда, отношение к кошкам в Азии не было постоянным. Например, в Японии этих животных поначалу любили, но потом неожиданно решили, что они — воплощение демонов. Всё из-за длинного хвоста, похожего на змею. Из-за этого хвосты японским кошкам вплоть до 1602 года старательно купировали.

«Четыре кошки в разных позах» Куниёси Утагавы Фото: Utagawa Kuniyoshi; commons.wikimedia.org

Говорят, что кошек недолюбливал и «великий кормчий» Китая — Мао Цзэдун. И это несмотря на то, что «мао» по-китайски обозначает именно кошку.

Однако самые тёмные годы кошачьей истории пришлись на европейское Средневековье…

Теги: кошки, домашняя кошка, священное животное

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: